Наверх

До ближайшего мероприятия 303 дня
Санкт-Петербург Экспресс / Пресс-центр / Новости и пресс-релизы / Какие перспективы развития туризма в России?

Новости и пресс-релизы

За более подробной информацией обращайтесь в пресс-центр

Александр Попов
travel-pr@restec.ru
+7 (812) 320 61 34, 7523

Какие перспективы развития туризма в России?

Какие перспективы развития туризма в России?

Туристическая деятельность сегодня – это одна из мощных отраслей народного хозяйства. Доходы от туризма сравнимы с доходами в топливной промышленности и в других высокотехнологичных областях. Название «индустрия туризма» обретает глубокий смысл, когда мы задумываемся о вложенном в неё капитале, о количестве работников, задействованных в этой сфере, и о сложности технологических процессов, отвечающих запросам современной жизни. В процессе производства создаются определенные ценности, которые становятся предметами заинтересованности потребителей. Что же производит индустрия туризма? Ответ однозначен – туристический продукт.

О продвижении туристического продукта в нашей стране, об особенностях подготовки профессиональных кадров в туристской отрасли и о потенциале событийного туризма рассказал Сергей Николаевич Ковалев, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.

– Какие перспективы развития туризма в России?

– Перспективы у нас, конечно, очень хорошие: мы выделяемся прогнозами в общем тренде развития туризма в мире по оценкам Всемирной туристской организации. Однако следует также отметить, что отдельные виды туризма у нас пока всё-таки недостаточно развиты, например, курортный, образовательный, оздоровительный, круизный туризм. Хотя по Петербургу темпы развития последнего достаточно хорошие, но по России в целом они пока ещё оставляют желать лучшего. Конечно, попытки что-то улучшить есть: к примеру, недавно была запущена система выдачи электронных виз для посещения свободного порта Владивосток. Но всё равно такие виды туризма, как круизный, оздоровительный, курортный, сейчас находятся на очень низком уровне развития в нашей стране. Хотя Россия – страна с красивой природой, великолепными пейзажами, благоприятными климатическими условиями, поэтому оздоровление и курортный туризм здесь могут развиваться совсем другими темпами. Не развивается это всё по простой причине – нет инфраструктуры. А это очень важный момент, и если мы не создаем преференции для инфраструктуры, то мы не развиваем туризм в целом.

Очень перспективно было бы развивать, прежде всего, «глубинку», однако это задача не сегодняшнего, а послезавтрашнего дня, когда в нашей стране произойдут определенные экономические изменения. А пока что у нас недоразвита инфраструктура, нет дорог, нет кэмпингов, чтобы можно было отправиться в путешествие на автомобиле, нет аэропортов для малой авиации – следовательно, теряется огромный сегмент потенциальных туристов. Вторая важная причина – административные барьеры.

– Почему у России до сих пор нет своего туристского бренда и каким образом можно и нужно исправлять ситуацию?

– Туристский бренд – это своеобразный имидж страны. У нас имидж остался ещё от Советского Союза: матрешки, кепки с кокардами. Ничего нового мы пока не придумали. Имидж формируется ведь знаковыми событиями, которые потом вызывают у людей определенные ассоциации со страной. Мы его пока не сформировали, поэтому и бренда у нас нет.

Петербург когда-то постарался на заре перестроечных дел стать неким мотором, центром экономики страны: у нас проходили крупные экономические, банковские форумы. Эти события формировали у нас и у тех, кто находится вне города/страны, имидж Петербурга как второго центра, который показывает путь развития с открытым взором на Запад. Но сегодня событий такого уровня, которые были бы заметны не только вне города, но и вне страны, катастрофически мало. Соответственно, нам необходимо и вывести на заметный уровень уже проводимые мероприятия и создать новые, желательно, периодически повторяющиеся – их направленность, масштабность, притягательность и известность и будут формировать имидж города.

– Каких мероприятий не хватает Санкт-Петербургу: деловых или общегородских фестивалей?

– Мне кажется, и тех, и других. Если говорить о событиях культурно-развлекательного плана, то можно выделить несколько, которые известны только у нас в Петербурге и возможно ещё в округе. К примеру, сейчас у нас активно обсуждается возможность развития парусных соревнований, планируется проведение парусной недели в Петербурге. Но мы всё равно отстаем от того уровня, на котором проходят такие события на Балтике. Понимаете, мероприятия должны интегрироваться: мы ведь находимся между Россией и Европой, так что мы должны быть открыты для всех. Если бы мы интегрировались в события, которые проходят в Европе, то могли бы зазвучать в мире совсем по-другому. Петербург – это такой город, каких в мире мало. Мне кажется, продать его культуру и историю как туристический продукт было бы значительно проще, если бы мы смогли добиться упрощения административных барьеров.

– В каких профессиональных кадрах туристская отрасль испытывает дефицит?

– На самом деле, у нас готовится много профессиональных кадров для туризма, в частности, и по выставочному направлению, и по туризму как таковому. Но мне кажется, что нам не хватает практики. Вот если соединить подготовку университетских бакалавров с работой в реальных условиях, то подготовка профессиональных кадров велась бы более продуктивно. Формально практика у нас, конечно, есть. Но это только формально. Настоящей практики, чтобы после получения диплома бакалавра выпускник сказал, что он прекрасно знает работу всех подразделений предприятия и разбирается и в экономике, и в технологиях, - такого нет. В ФИНЭКе сейчас пытаются заключить договор с одной крупной иностранной сетью, связанной с туристической сферой. И тогда бы летом у них при большой загрузке появился дополнительный персонал, а у нас, соответственно, хорошо подготовленные кадры.

– На данный момент существуют туроператоры и агентства. С развитием технологий и возможностью онлайн бронирования необходимость в турагентствах падает. Как вы считаете, будут ли агентства востребованы через 10 лет и как технологии в целом влияют на отрасль?

– Технологии влияют на туротрасль очень сильно. Настолько сильно, что уже стала заметной тенденция самостоятельного формирования поездок и очень скоро, по моему, роль агентов в туристском бизнесе начнет снижаться. Пока еще остается планирование отдыха на популярных курортах с помощью агентов, но это - пока. Я думаю, что через десять лет мы увидим уже другую картину: турагенты и туроператоры окончательно отойдут на второй план. Всё закончится тем, что компьютерные роботы, которые сейчас нам помогают найти дешевые билеты, гостиницы, будут интегрированы в некую систему, которая позволит нам оптимизировать путешествие в целом. То есть, включая и перелет, и еду, и аренду автомобиля. Это будет сканирование сети по запросу, и этот запрос будет обязательно сочетаться с профилем запрашивающего. Такая вот произойдет техническая революция в туристической сфере.

24.07.2017